.
.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Практикум по физике» для обучающихся 8 класса разработана в
соответствии с ООП ООО МОБУ Новогеоргиевская СОШ на основе следующих документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). — URL: http://www.
consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 28.09.2020).
Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). — URL:
Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест.
Актуальность программы определена тем, что обучающиеся должны иметь мотивацию к
обучению физики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами
физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное
представление о проблеме данной науки, обучиться методам и приёмам решения задач повышенной
сложности.
Дифференциация данной программы предполагает такую организацию процесса обучения,
которая учитывает индивидуальные особенности обучающихся, их способности и интересы,
личностный опыт и позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучающихся и
предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную
мотивацию.
В условиях реализации этой образовательной программы широко используются методы учебного,
аналитического, проблемного решения задач. Специфическая форма организации занятий позволяет
обучающиеся ознакомиться со многими интересными вопросами физики, выходящими за рамки
школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки, которые
способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом основного
общего образования. Её отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы;
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные
результаты.
3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки:
педагогом, администрацией.
.
В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:
•
•
•
•
•
•
•
работа в малых группах;
проектная работа;
подготовка рефератов;
исследовательская деятельность;
информационно-поисковая деятельность;
выполнение практических и лабораторных работ.
Использование лаборатории центра «Точка роста»
Для реализации образовательной программы используется материально-техническая
база центра «Точка роста».
Цель программы: Развитие у обучающихся стремления к интеллектуальной, научной и практической
самостоятельности в выборе и принятии решений, познавательной и социальной активности.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Развитие интереса и творческих способностей обучающихся при освоении ими метода научного
познания, формирование представлений и убеждённости в возможности познания мира.
2. Формирование у обучающихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их
взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании
явлений и качественно объяснять наиболее распространённые и значимые для человека явления
природы;
4. Развитие понимания отличия научных данных от непроверенной и недостоверной
информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных
потребностей человека.
4. Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной
жизни, обеспечение безопасности при осуществлении трудовой деятельности и в жизни,
рационального и разумного природопользования и охраны окружающей среды.
5. Воспитание убеждённости в необходимости разумного использования достижений науки и
технологий для дальнейшего развития цивилизации, уважения к учёным и науке физике, как
элементу общечеловеческой культуры.
.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 8-го класса и рассчитана на 34 часа (1 час в
неделю).
Форма промежуточной аттестации: безотметочное оценивание комплексной работы (зачтено –
незачтено).
Планируемые результаты
Предметные:
1. Обучение умению подбирать и использовать наиболее оптимальные методы научного познания,
проводить наблюдения, планировать и анализировать учебную деятельность;
2. Усвоение некоторых элементов теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинноследственные
связи между величинами, выдвигать, доказывать и опровергать гипотезы, формулировать выводы;
3. Накопление знаний о физ. явлениях, закономерностях и связях между происходящими
явлениями, объективности и познаваемости окружающего мира;
4. Формирование
представлений
о
естественноматематическом познании,
мировоззрения;
системообразующей
развитии техники и
роли
физики
в
технологий, научного
5. Формирование представлений о физической сущности явлений природы, видах материи,
движении как способе существования материи;
6. Усвоение основных идей и теорий механики, атомно-молекулярного учения о строении
вещества, элементов электродинамики, оптики и квантовой физики;
7. Овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики.
Метапредметные:
1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
2. Приобретение опыта самостоятельного поиска анализа и отбора информации с использованием
различных источников и новых информационных технологий для решения экспериментальных
задач;
3. Овладение различными методами решения задач.
4. Развитие коммуникативных умений: объяснять и отстаивать свою точку зрения, с уважением
относиться к точке зрения оппонентов, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать
справочную литературу и другие источники информации.
.
5. Понимание различия между гипотезой и научными фактами, теоретическими моделями и
реальными объектами, овладение УУД на основе выдвижения и доказательства гипотез,
разработки теоретических моделей процессов и явлений.
6. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной,
образной, символической формах в соответствии с поставленными задачами, выделять
основное содержание из прочитанного текста и находить ответы на поставленные вопросы,
научно интерпретируя содержание текста.
Личностные:
1. Сформированность
обучающихся;
познавательных
интересов
и
интеллектуальных
способностей
2. Овладение навыками самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
3. Приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы,
аргументировано отстаивать собственную точку зрения;
4. Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, другим участникам
образовательного процесса, авторам изобретений и открытий, окружающему миру.
5. Готовность к выбору жизненного пути в соответствии со своими способностями и
предпочтениями.
Содержание программы
Тепловые явления и законы сохранения (10 часов)
Решение задач на: определение количества энергии при нагревании, охлаждении и агрегатных
превращениях вещества; уравнение теплового баланса; законы сохранения и превращения энергии и
импульса. Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные явления и объекты.
Знакомство с решением задач повышенной сложности по теме: «Тепловые явления и законы
сохранения» из вариантов для подготовки ОГЭ и ЕГЭ, олимпиадных задач различного уровня.
Решение конструкторских, расчётных задач на расчёт параметров систем при реактивном движении.
Электрические явления (10 часов)
Решение задач на законы постоянного тока для электрических цепей смешанных соединений.
Составление и решение экспериментальных задач с использованием схем, рисунков, графиков.
Решение комбинированных задач с техническим содержанием. Решение конструкторских задач на
определение параметров электронагревательных, осветительных и других электрических систем.
Знакомство с решением задач повышенной сложности по теме: «Постоянный электрический ток» из
вариантов для подготовки ОГЭ и ЕГЭ.
Электромагнитные явления (6 часов)
Решение задач на описание магнитного поля и его действия. Знакомство с решением задач
повышенной сложности по теме: «Электромагнитное поле и его действие» из вариантов для
подготовки ОГЭ и ЕГЭ.
.
Оптические явления (8 часов)
Решение задач на описание различных свойств электромагнитных волн. Решение задач по
геометрической оптике. Конструирование и решение задач на определение параметров оптических
систем. Знакомство с решением задач повышенной сложности по теме: «Оптические явления» из
вариантов для подготовки ОГЭ и ЕГЭ.
Промежуточная аттестация. Комплексная работа (1 час).
№ п/п
Тема учебного занятия
Элементы содержания
Методы
Дата проведения
План
1-2
3-4
5-6
Что такое физическая задача и
как правильно читать условие
к задаче.
Классификация задач и
алгоритмы решения задач
различного типа. Примеры
задач с разными алгоритмами
решения.
Основные требования к
составлению задач, способы
и техника составления задач.
Составление простых и
составных задач на
определение количества
энергии при нагревании,
охлаждении веществ.
Работа с текстом задач.
Составление и решение задач
при агрегатных
превращениях вещества
1. Тепловые явления и законы сохранения (10 часов)
Смысловое чтение
Показать учащимся роль физики как
текста. Выделение
науки в познании мира. Познакомить
главного. Работа со
учащихся с классификацией и
справочной
алгоритмами решения задач различных литературой.
типов. Научиться узнавать алгоритм,
Анализ.
необходимый для решения той или иной
задачи.
Факт
Форма
проведения
занятий
семинар
Познакомиться с требованиями к
составлению задач, способам и технике
составления задач. Научиться
составлять и решать простые и
составные задач на определение
количества энергии при нагревании,
охлаждении веществ.
Смысловое чтение
текста. Выделение
главного. Работа со
справочной
литературой.
Анализ
семинар
Обучиться навыкам смыслового чтения
текста с задачами. Научиться составлять
и решать простые и составные задач при
агрегатных превращениях веществ
Смысловое чтение
текста. Выделение
главного. Работа со
справочной
литературой.
Анализ
семинар
7-8
Числовой расчёт.
Использование
вычислительной техники при
расчётах. Решение задач
несколькими
способами.
Составление задач на
заданные явления и объекты.
Обучиться навыкам упрощения
числовых расчётов при решении задач.
Продолжить формирование навыков
работы с вычислительной техникой при
расчётах. Получить навыки подходов к
решению задач несколькими способами
Смысловое чтение
текста. Выделение
главного. Работа со
справочной
литературой.
Анализ. Работа с
вычислительной
техникой.
практикум
9-10
Решение задач с
использованием графического
способа. Решение
конструкторских, расчётных
задач на расчёт параметров
систем при реактивном
движении
Научиться решать задачи, используя
графический способ. Освоить принцип
решения задач на реактивное движение.
Повторить законы сохранения энергии и
импульса.
Конструирование и
графический
анализ. Наглядный
способ
представления
процесса.
практикум
2. Электрические явления (10 часов)
11-12
Решение задач на законы
постоянного тока для
электрических
цепей
смешанных соединений.
13-14
Составление и решение
экспериментальных задач по
электричеству
с
использованием
схем,
рисунков, графиков.
Повторить законы постоянного тока и
законы тока для параллельного и
последовательного соединения эл. цепей.
Научиться разделять смешанные эл. цепи
на более простые участки и рассчитывать
параметры этих цепей.
Чтение
эл.
схем, анализ.
Смысловое чтение
текста.
Выделение
главного.
Научиться решать и составлять задачи по Смысловое чтение
текста. Выделение
электричеству с использованием схем,
главного.
рисунков, графиков.
Конструирование,
сравнительный
анализ, работа со
справочной
литературой.
практикум
семинар
15-16
Решение комбинированных
задач с техническим
содержанием.
17-18
Решение конструкторских
задач на определение
параметров
электронагревательных,
осветительных и других
электрических систем.
19-20
Решение задач повышенной
сложности по теме:
«Постоянный электрический
ток» из вариантов для
подготовки ОГЭ и ЕГЭ.
Научиться читать спецификации к
техническим устройствам, приборам и
на их основе рассчитывать другие
параметры работы эл. приборов и
систем.
Научиться решать конструкторские
задачи на определение параметров
электронагревательных, осветительных
и других электрических систем.
Смысловое чтение
текста. Выделение
главного.
практикум
практикум
Научиться решать задачи повышенной
сложности, выбирая наиболее
Конструирование,
сравнительный
анализ, работа со
справочной
литературой.
Смысловое чтение
текста. Выделение
главного.
Смысловое чтение
текста. Выделение
оптимальные способы решения.
главного. Анализ.
семинар
Электромагнитные явления (6 часов)
21-23
24-26
Решение задач по рисункам на Научиться решать задачи на определение Смысловое чтение
графической
описание магнитного поля и направления вектора магнитной
информации.
его действия
индукции, силы Ампера и Лоренца.
Анализ и синтез.
Решение задач повышенной Научиться решать задачи повышенной Смысловое чтение
сложности по теме:
сложности по теме: «Электромагнитное текста. Выделение
«Электромагнитное поле и
поле и его действие».
главного. Работа со
его действие» из вариантов
справочной
для подготовки ОГЭ и ЕГЭ.
литературой.
Анализ. Работа с
вычислительной
техникой.
семинар
семинар
4.Оптические явления (8 часов)
27-28
Решение задач на описание
различных
свойств
электромагнитных волн.
Усвоить и повторить основные понятия
и законы оптики. Научиться решать
задачи
на определение свойств
электромагнитных волн.
29-30
Решение
задач
геометрической оптике.
по Усвоить и повторить основные понятия
и законы геометрической оптики.
Научиться решать задачи на построение
в зеркалах и линзах, построение
отраженных и преломлённых лучей.
30-31
Конструирование и решение
задач на определение
параметров оптических
систем.
Научиться конструировать и решать
задачи на определение параметров
оптических систем.
32-33
Знакомство с решением
задач повышенной
сложности по теме:
«Оптические явления» из
вариантов для подготовки
ОГЭ и ЕГЭ.
Познакомиться и прорешать несколько
задач повышенной сложности по теме:
«Оптические явления»
Смысловое чтение
текста. Выделение
главного. Работа со
справочной
литературой.
Анализ.
Смысловое чтение
графической
информации.
Анализ и синтез.
Выделение
главного. Работа со
справочной
литературой.
Конструирование,
сравнительный
анализ, работа со
справочной
литературой.
Смысловое чтение
текста. Выделение
главного.
Смысловое чтение
графической
информации.
Анализ и синтез.
Выделение
главного. Работа со
справочной
литературой.
практикум
практикум
практикум
семинар
5.Обобщающее повторение по методам и приёмам решения задач различной сложности (1 час)
34
Промежуточная аттестация.
Комплексная работа.
Прорешать комплексную работу,
содержащую задачи различной
сложности и по разным темам.
Анализ, обобщение.
Смысловое чтение и
анализ текста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. М.Ю.Демидова, В.А.Грибов «Физика. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. 11 класс», М.: изд. «Экзамен», 2018г., 20197г., 2020г.
2. О.И.Громцева «Контрольные и самостоятельные работы по физике», М.: «Просвещение», 2010г.
3. Е.Е.Камзеева «Физика. ОГЭ. Типовые тестовые задания. 9 класс», М.: изд. «Экзамен», 2018г., 2019г., 2020г.
4. В.И.Лукашик, Е.В.Иванова «Сборник задач по физике для 7-9 классов», 18-е издание, М.: «Просвещение», 2010г.
5. М.Е. Тульчинский « Качественные задачи по физике».: / javascript:window.document.location
='http://depositfiles.com/files/04reqdmmy'
6. Алгоритмы решения задач по физике: festivai.1september.ru/articles/310656
7. Формирование умений учащихся решать физические задачи: revolution. allbest. ru/physics/00008858_0. html
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ПОДЛИННОСТЬ ДОКУМЕНТА ПОДТВЕРЖДЕНА.
ПРОВЕРЕНО В ПРОГРАММЕ КРИПТОАРМ.
ПОДПИСЬ
Общий статус подписи:
Сертификат:
Владелец:
Издатель:
Срок действия:
Дата и время создания ЭП:
Подпись верна
00E0ADCE534C4F59581938F29B0B4012
Стаднийчук Ирина Михайловна, Стаднийчук, Ирина Михайловна, prim.buh@mail.ru, 252461665449, 07710037033,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" С.НОВИЦКОЕ ПАРТИЗАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА,
Директор, с. Новицкое, Приморский край, RU
Казначейство России, Казначейство России, RU, г. Москва, Большой Златоустинский переулок, д. 6, строение 1,
1047797019830, 7710568760, 77 Москва, uc_fk@roskazna.ru
Действителен
с:
28.07.2023
14:04:00
UTC+10
Действителен до: 20.10.2024 14:04:00 UTC+10
18.09.2023 13:54:53 UTC+10